Глава администрации Красносулинского района рассказал о реальном положении дел в территории – об улучшении ситуации с водоснабжением и о производственных перспективах. Альшенко пообещал держать на личном контроле ход капитального ремонта сетей.
(Корр.) — Какова ситуация с водоснабжением в районе сегодня? Есть ли вероятность, что сильная напряжённость прошлого года повторится?
(Н.А.) — В прошлом году никакой большой напряженности в вопросе водоснабжения не было. Да, в один период вода поставлялась по графику, но это не было так катастрофично, как это описывалось. Те районы города Красный Сулин, который попали под ограничение, получали в нужной степени и оперативный подвоз воды, и полное информирование о ситуации. Сейчас мы получили деньги из резервного фонда Губернатора Ростовской области, идёт процедура выхода на торги согласно 44-ФЗ. Подрядчику предстоит выполнить большой объем работы – это 16 километров водопроводных сетей, 20 различных объектов инфраструктуры. Безусловно, такое масштабное мероприятие улучшит качество воды в городе и районе, однако проблем остаётся достаточно.
— В настоящее время ограничения в водоснабжении нет?
— Сейчас практически все жители Красносулинского района получают воду круглосуточно и в нормальном режиме. Случаи ограничения водоснабжения единичны и, как правило, связаны с проведением аварийных работ, о которых жителей заранее предупреждают, в частности через ЕДДС. Нужно понимать, что имеется огромное количество аварийных участков, которое и формирует тот колоссальный объем потерь воды. Думаю, это работа ближайшего будущего. Важно, что сами люди проявляют гражданскую инициативу – отчасти она создаёт для них временную дополнительную финансовую нагрузку, но пить чистую воду хотят все.
— А что с качеством воды сегодня?
— Качество действительно оставляет желать лучшего. По некоторым параметрам вода не соответствует стандартам питьевой, несколько превышена минерализация. Поэтому сегодня главная наша задача – улучшить качество воды в Красносулинском районе. И здесь ведется системная работа Правительства Ростовской области и нашего муниципалитета.
— Правильно ли я понимаю, что вопрос с гарантированным водоснабжением решён, теперь ведутся работы по улучшению качества?
— Да, вопрос с водоснабжением решен, сейчас ведутся регламентные работы именно по повышению качества питьевой воды. Мы делаем всё возможное, чтобы поставка воды была стабильной. Сегодня более чем на треть увеличен водоразбор по сравнению с весной, было 7000 кубометров воды, сейчас уже 12000. Жители чувствуют разницу. Рост потребления связан прежде всего с увеличением расхода воды на полив, всё объяснимо. Главное, что у нас есть динамика и статистика – мы чётко понимаем, сколько воды нужно жителям, и подстраиваемся под эти цифры.
— Это значит, что безводье прошлого года не повторится? В СМИ много говорилось о том, что Красный Сулин вообще рискует остаться без воды…
— Не было такого. Не было такой напряжённости. Была проблема с маловодьем – из-за активного водоразбора наполняемость водохранилища подошла к критическим отметкам, но благодаря принятым оперативным мерам объем поставок воды удалось сохранить. Во многом это заслуга губернатора Голубева, который держал ситуацию на личном контроле. Сейчас наполнение хранилища меньше нормы всего лишь на метр, это очень немного. Свою положительную роль в этом вопросе оказала резервная схема, которая позволила вновь наполнить водоём. Нам также удалось сократить количество порывов, а это в свою очередь уменьшило затраты жителей Красносулинского района. Да и погода помогла. Я рад, что сегодня нет той сложной ситуации, которая сложилась в прошлом году. Катастрофу придумали журналисты, которые писали о том, что воды вообще нет, что городу грозит гибель. Они сгущали краски, порождая панику. Это запретные вещи, этого делать категорически нельзя. Вы же понимаете, что если была бы такая ситуация, как её показывали журналисты, то я бы с вами сейчас не разговаривал, сидя на этом месте.
— Сейчас режим ЧС по воде в районе не действует?
— Режим ЧС ни в одном муниципалитете не введён.
— В Красносулинском районе остаётся высоким тариф на водоснабжение. Есть ли перспективы его снижения в ближайшем будущем?
— Тариф на питьевую воду утверждается региональной службой по тарифам, в сопредельных с нами территориях он примерно одинаков. Да, сейчас он высокий, но он субсидируется из областного бюджета при подаче необходимых документов. И у нас очень много таких абонентов. Снизить данный тариф представляется возможным только за счёт сокращения потерь.
— Каков процент потерь сегодня?
— Потери в среднем составляют 60%. После выполненных подрядчиком работ эта цифра, конечно, уменьшится. 60% — это много, но в Ростовской области есть территории, где процент потерь еще и больше. Всё зависит от того, в каком состоянии находятся сети.
— После проведения первого этапа ремонтных работ, удалось ли снизить процент потерь?
— Резкого уменьшения не произошло. Не такие большие работы на настоящий день проведены, чтобы это уменьшение произошло. О снижении тарифов говорить пока преждевременно.
— Когда будет закончен капитальный ремонт сетей в Красносулинском районе?
— Работы будут завершены до 1 октября. Мы подготовили проектную документацию на капитальный ремонт водопровода в Красном Сулине – на 20 объектов уже выделено почти 30 млн рублей из местного бюджета и резервного фонда Ростовской области. Капремонт начнут в августе этого года после прохождения процедуры открытого аукциона и заключения контракта с подрядчиком. Я буду держать на личном контроле график и качество выполнения работ, буду даже настаивать на том, чтобы работы шли с опережением графика. В связи с этим мы ввели режим повышенной готовности и создали ситуационный центр, который обеспечит взаимодействие служб для максимально эффективной и быстрой работы.
— Почему вообще сложилась сегодняшняя ситуация?
— Нужно реально оценивать вещи. Деньги на улучшение качества воды снабжающей организацией не вкладывались, «доедали» то, что было. Ситуация, которую мы имеем, сложилась не за один день – был муниципальный «Водоканал», который в результате неэффективного управления был доведён до банкротства, позже его перевели в частную собственность. Вот к чему привела безответственность. Будем наводить порядок, но ничего критичного сегодня нет. Главное, чтобы будущий подрядчик оказался сильным – имел собственное оснащение, возможно, даже собственное производство. Уверен, мы найдем такого партнера. Контракт мы планируем заключить в начале августа.
— Давайте поговорим о перспективах района. Недавно открылся завод «ТехноНИКОЛЬ»…
— Открытие этого завода – итог той положительной работы, которую мы ведём с 2011 года. Это высокотехнологичное предприятие с соответствующим уровнем заработной платы и требованиями к работникам. Это не завод и не заводишка. Это заводище. Он займёт огромную нишу на рынке строительных материалов Юга России, выйдет на европейский рынок. Такой проект, конечно, даст толчок развитию не только Красносулинского района, но и всей Ростовской области.
— Сколько рабочих мест он создаст?
— Уже сейчас речь идёт о 300 рабочих местах. А еще есть сфера обслуживания этого завода, которая не входит в него. Такие производства как минимум создают вокруг себя еще 1,5-2 рабочих места на каждого сотрудника. Уже 600 – и это только начало цепочки производства. В то же время «Гардиан стекло» заявляет о трех сотрудниках вокруг каждого своего рабочего места. Средняя зарплата по новому заводу – 35000 рублей, а средняя зарплата по району 22000 рублей. Разница чувствуется.
— В связи с открытием новых предприятий, увеличивается ли количество жителей Красносулинского района?
— К сожалению, сейчас роста мы не видим. Тем не менее, растёт рождаемость, однако и высока смертность. Большой отпечаток наложил тот период, когда практически всё население было занято в угольной и металлургической промышленности. То поколение естественно стареет. Но это временный характер, и когда-то это остановится. Процесс пойдет в обратную сторону. При этом уезжать из Красносулинского района стали меньше – эта цифра сократилась в два раза по сравнению с данными прошлого десятилетия.
— Губернатор говорит о рекордном урожае в Ростовской области. Как обстоят дела у вас? Каково качество?
— Урожай хороший, люди работают с энтузиазмом, видят – есть, что убирать. Качество разное по физиологическим причинам. Много хорошего не бывает. К сожалению, мировые рынки провалились, цена фуражного зерна сейчас находится на пределе себестоимости. Рентабельность очень маленькая. Сейчас средняя урожайность в районе примерно 32,5 центнера на гектар, убрано примерно 20% площадей. От общего урожая теперь будет зависеть дальнейшая жизнеспособность фермерских хозяйств, надеюсь, он позволит быть прибыльными всем.
— Существуют ли меры поддержки для КФХ?
— Фермеры имеют большую поддержку со стороны государства. Это и субсидии на покупку новой техники со стороны государства – 25%, и губернаторские 20%. По сути, субсидируется до 45% на приобретение: часть идёт покупателю, часть возмещается заводу-производителю при снижении цены. Программа заработала в прошлом году. Поддержка есть, и это – факт.
— На территории района готовится к запуску новое предприятие малой формы животноводства, очень перспективный инвестиционный проект. Как обстоят дела там?
— Предприятие находится на стадии 90% готовности – монтаж оборудования завершен. Вопрос стоит о приобретении поголовья, это 120 голов дойного стада. Мы всячески помогаем этому крестьянско-фермерскому хозяйству, он получил грант 10 миллионов, мы его дополнительно по возможности кредитуем. Главное, что проект актуален, молоко в рамках импортозамещения будет производиться на Дону – это 920 тонн молочной продукции в год. Наша задача поддержать.
Беседовал Денис Штанько