Денис Станиславов: в России происходит санация всей банковской системы

12.10.2017

Экс-мэр Шахт, бизнесмен рассказал Деловому сообществу, что, по его мнению, означают последние события в банковской сфере и как, в связи с этим, чувствует себя малый бизнес в России.

— По России прошла череда санаций крупнейших банков. Что происходит? Стоит ли ждать очередного кризиса или дефолта? 

Это не санация крупнейших банков. Это санация всей банковской системы России. У скольких банков Центробанк уже отозвал лицензии? Все данные есть в Википедии. Если в 2010 году в стране было более тысячи банков, то на время нашей беседы их осталось чуть более 600. Особо интересна статистика отзыва лицензий по годам. C 2010 года всё идёт мягко — 20-30 банков в год. А в 2014 году — сразу 86 банков, 2015 год – 93 и, наконец, 103 банка в 2016 года, в текущем году вместе с мелочью пошёл «крупняк» — правда через санацию, а не через отзыв лицензии, в том числе те банки, которые ещё вчера объявлялись надёжными. А теперь задайте Ваш вопрос про кризис тем предпринимателям, чьи счета остались в закрытых банках. В семьях этих людей дефолт уже случился… А есть ещё сотрудники банков, его контрагенты, арендодатели — представляете, сколько людей остаётся без работы и дохода?

— Так всё-таки что происходит? 

— Вас интересует констатация факта или предпосылки событий? Если второе, то этого я не скажу, если констатировать факт, то — перераспределение денежных средств и уничтожение банков третьего и второго эшелона. Объявленная причина ликвидации банков, если по-русски, — снижение надёжности и обналичка. Закрыто более 400 банков. Вспомните, скольких владельцев или функционеров банков резонансно отправили за решётку за вышеназванную обналичку?

Цифра стремится к нулю. И это в тот момент, когда СМИ так нужны антигерои и враги народа. За несколько лет ЦБ резко заглушил почти половину российских банков, и Бог весть скольких ещё ждёт эта участь. Вопрос — а раньше наш почтенный госрегулятор не видел этих жутких нарушений в банковской деятельности?

Вывод прост — вкладчиков загоняют в банки с государственным участием. Не путайте с первой двадцаткой, десяткой, пятёркой или ещё какой-нибудь цифрой — в банки с государственным участием. Весь крупный бизнес уже давно там, участники госзакупок там же.

— Как в этой ситуации чувствует себя малый бизнес? 

— А как Вы думаете? Малый бизнес и страдает в первую очередь. Вспомните фильм «Штрафбат»: Тот кто попал сюда — дважды дурак. Во-первых, потому что попал сюда, во-вторых, потому что так и не понял, куда он попал… Так вот, малый и средний бизнес до сих пор не понял, куда попал. Одни предприниматели всё пытаются определить, какой банк демонстрирует признаки надёжности, а какой — ненадёжности, они знакомятся с мнением экспертов и аналитиков, смотрят РБК. Это же так приятно чувствовать себя понимающим в макроэкономике и трендах рынка. А тренд один — все банки России за исключением Сбербанка и ещё нескольких с 2014 года демонстрируют признаки безнадёжности. И всех делов, и вся макроэкономика.

А другой предприниматель в это время сохраняет деньги на счетах проверенных банков-партнеров, с которыми удобно работать. Причём аргументация наисерьезнейшая: бухгалтеру удобно ходить в этот банк — недалеко; а я управляющего лично знаю — он мне маякнёт, если что; ой, там такие хорошие операционистки… Но приходит день, приходит час и двери банка утром не открываются. И начинается. Гражданам ещё светит гарантированная сумма, а вот наши аналитики и специалисты в макроэкономике остаются с активами, стоимость которых стремится к нулю. Надежду им конечно дарят, но фактически, лишают какой-то возможности получить деньги в будущем.

— Но санация — это же не потеря, а заморозка средств на время? Они же вернутся. 

Ну да, рабочая версия такая — после докапитализации банка санатором операции возобновляются. Фонд санации при ЦБ обеспечивает клиенту возврат денег. Только есть нюанс, как в неприличном анекдоте. Заморозка средств — это не просто заморозка честных накоплений. Это заморозка оборотки, заморозка зарплаты, заморозка денег, предназначенных для развития бизнеса. Что это значит? Конец возможности кредитования, конец возможности покупки нового оборудования, выплаты зарплаты сотрудников, закупки товаров и услуг. Короче, даже если не учитывать срока возврата и роста курса валют — это означает конец бизнес. Что касается работы без заморозки под эгидой ЦБ, согласен, для бизнеса это пройдёт незаметно, но заставит задуматься, а что же будет дальше.

— Но с другой стороны, нет практически ни одной реальной работающей программы для поддержки нового бизнеса. Да, есть грантовые системы, которые выделяют деньги микропредприятиям — 100, 200, 500 тысяч рублей. Может быть, на открытие мастерской по ремонту обуви этого достаточно, но что делать, если порог входа в бизнес — 3, 5, 10 млн рублей?

— Вы зря думаете, что обувную мастерскую возможно открыть просто. То есть теоретически где-нибудь на дому, с поиском клиентов по интернету — это просто, если, как писал Жванецкий, вас не интересует результат. А в нормальном месте, там где хороший пешеходный трафик, её открыть «крайне невозможно». Всё упирается в место, даже не в деньги. Ну а если про суммы, конечно, есть различные программы, но ни одна из них не работает системно. Система, в моём понимании, — это не десятки, а тысячи удачных проектов в отдельном более-менее крупном муниципальном образовании.

А сегодня есть лишь единичные случаи успеха, которые были выстраданы в ручном режиме и теперь с гордостью демонстрируются приезжающему начальству любых уровней и не более того. На местах нет ни денег, ни квалифицированного аппарата, ни правовой базы. Регионалы и федералы вообще не должны этим заниматься. Их задача здесь — не стартапы, а система налогообложения и развитие макро-инфраструктуры.

Плюс к тому — несогласованность и непоследовательность действий различных уровней власти. Например, бессмысленные метания большого начальства по городу и сносы ранее законно согласованных объектов, когда за неделю убивают несколько десятков бизнесов. А в это время муниципалитет героически рожает два стартапа. 

— Насколько сегодня чувствуется социальное неравенство? Может ли человек без связей и без собственного стартового капитала войти в минимальный бизнес?

— Без связей может. Сложнее, но может. Без капитала никогда. Связи помогают реализовать идею в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями, быстро согласовать документ, обойти конкурента, а деньги нужны в любом случае. Даже чтобы играть в подземном переходе — без денег гитару не купишь.

Если Вы изучите результаты многочисленных опросов бизнесменов, то сразу увидите, что на первое место в долгой череде проблем они выносят именно кредитный голод и вообще нехватку денег. То есть — ограниченный доступ к финансовым ресурсам — чрезмерно высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие.

Добавьте сюда выше обозначенную проблему отзыва лицензий — получить кредит на развитие бизнеса сегодня практически невозможно без гиперболического обеспечения — гарантий, залогов, поручительства, страховок и так далее. Таких обеспечительных возможностей у бизнеса просто нет.

Хотя в программе каждого банка вы найдёте декларацию многочисленных преференций малому и среднему бизнесу. Сегодня это начинает напоминать рекламу в СССР. Замечательный автомобиль «Жигули», но купить нереально. Как говорит мой друг, мы вернулись в Советский Союз, только в его платную версию.

— Известно, что 90% стартапов закрываются в первый год. 90% из оставшихся десяти процентов закрываются в следующие три года. Почему так происходит?

— Если верить статистике «оппозиционеров», то за период, случайно совпавший с санацией банковской системы, бизнес закрыли более миллиона малых предприятий. Статистика вообще девушка гулящая, но то что закрывается большая часть стартапов могу подтвердить. Происходит это не из-за козней администрации и не из-за отсутствия поддержки федерального центра.

Причина в излишнем оптимизме предпринимателей-неофитов. Вообще почему-то принято считать, что быть предпринимателем — это просто и у каждого желающего получится управлять своим делом. Получится безусловно, но очень плохо и приведёт к банкротству.

Это как играть на скрипке, писать картины или заниматься спортом. Можно научиться играть, можно стать музыкантом, а можно виртуозом… Необходимо знание плюс талант плюс везение, но знание обязательно.

А у нас ребята бизнес-план скачают из интернета, цифры подставят и давай искать инвестора, а бывает и хуже — вложат деньги — хорошо если свои — и ждут отдачи. А потом начинают расстраиваться. Умные сворачиваются сразу, неисправимые оптимисты начинают занимать деньги и продлевать агонию — вот ваши 90 процентов.

Ну а уцелевшие уже сталкиваются с суровыми буднями: бюрократия, отсутствие заинтересованности со стороны власти, проверки контролирующих органов, постоянные изменения законодательства, отвратительные кадровые ресурсы, cупердорогая коммуналка. Вот о какой поддержке бизнеса может идти речь, если ресурсы для физических лиц стоят дешевле нежели для юридических, и при этом нет никакой альтернативы?

Плюс к тому, по бедности началось завинчивание гаек. Правило Вяземского: «В России суровость законов умеряется лишь их неисполнением», — перестало работать. Я недавно прочёл парадоксальное высказывание: при Ельцине малый бизнес развивался во многом благодаря бардаку, при Путине он начинает загибаться благодаря устанавливающемуся порядку.

— А почему никто не работает над грамотностью предпринимателей? Ведь для ведения бизнеса нужно знать множество достаточно специфичных вещей, которые появляются уже на практике и ведут к убыткам, а то и закрытию бизнеса. Пример тому — кассовые разрывы. Я честно не видел ни одного бизнес-плана стартапа, в котором предприниматель учитывает кассовые разрывы. Почему вообще в России не принято платить контрагентам вовремя? Дурной тон?

— Какой объёмный вопрос! Да, финансовая грамотность обеспечивает правильное планирование, умение инвестировать, принимать финансовые решения, уходить от неоправданных рисков. От этих знаний сегодня далек практически каждый предприниматель, и я тому не исключение. Спасает опыт, но он есть не у всех. А кто должен работать над финансовой грамотностью предпринимателя? Путин или Медведев? В Краснодаре был открыт Центр финансовой грамотности населения. А ещё одно время была мода на бизнес-инкубаторы. Кому-то они помогли, но системой так и не стали. Власть не должна мешать. А всё, что нужно бизнесу от власти в сегодняшних условиях, это —  земельные участки, дешёвые ресурсы и пореже менять правила игры. Всё. Остальное от лукавого.

Платить по счетам не принято там, где нет денег. И это не российский признак. Это признак нищеты, когда люди начинают выбирать между голодом и добрым именем. Большие задолженности — признак кризиса в любой стране. Хоть в США, хоть в Бангладеш. 

— Российской экономике нужен малый бизнес ? Понятно, что гражданам — нужен, а государству?

— Насчёт граждан я как раз не согласен. Один из самых заклятых врагов малого бизнеса — это гражданин — жалобщик, вооружённый авторучкой и интернетом. Как правило он пенсионер, завистник и бездельник, но при этом вызывает умиление у начальников высокого уровня. Он знает, как надо, и располагает бездной времени. Знаете, такой герой Аркадия Аверченко «белый как лунь и глупый как колода».

То ему ларёк мешает, то запахи не те, то водку несвежую ему продали — бутылочки три выпил и плохо стало — надо жаловаться Президенту. Вот из-за таких многие предприниматели уже свернули свой бизнес.

Что касается власти. Не думаю, что кто-то пытается специально загнобить малый бизнес. Скорее для власти он — чемодан без ручки. Как серьёзно больная родственница в другом городе. Возиться приходится, деньги слать. И хочется уже чтоб поскорее, но даже думать об этом неудобно. Иначе бы давным-давно антимонопольным законодательством занялись.

А на деле выстраивание вертикали власти приводит к удушению малого бизнеса. Им невозможно управлять. В экономике страны, сидящей на ресурсной игле, важны крупные корпорации. Постепенно они захватили все сектора рынка. С приходом «Лент» и «Пятёрок» разоряются маленькие торговые магазинчики. Укрупняется сельское хозяйство. Строительный бизнес, перевозки, даже HoReCa – везде идет активное вытеснение мелких игроков.

Скажите, какой малыш может выжить, если на рынок приходит инвестор с сотнями миллионов евро и возможностью бесконечно долгого демпинга.  Но это уже тема для отдельного разговора.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей Вконтакте - 5 главных тем дня в одном сообщении!
Источник фото: Яндекс.Картинки

    Деловое сообщество

    Сетевое издание «Деловое сообщество» (16+)
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-68020 от 13.12.2016
    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Информационная продукция сетевого издания предназначена для детей старше 16 лет.
    Учредитель — Общество с ограниченной ответственностью «Деловое сообщество»
    Адрес редакции: г.Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 83.
    Телефон редакции: (863) 529-86-56


    Контакты редакции

    Размещение рекламы: (863) 529-86-56